Железнодорожный транспорт. Май 2005г. «Об установке поводков тележек пассажирских вагонов»

Уже много лет ООО «Инновационно-внедренческое предприятие Э.Дергачева» (ИВП-ЭД) поставляет на железные дороги России опоры редукторов привода генератора от средней части оси колесной пары, универсальные амортизаторы подвески подвагонного генератора, поводки тележек пассажирских вагонов и другую продукцию. На все изделия имеются подробные инструкции по эксплуатации, учебные плакаты. Разработаны инструменты и приспособления для монтажа, демонтажа и обслуживания устройств.


Поводок тележки

Однако, как показывает авторский надзор за поставляемыми изделиями, далеко не всегда необходимая информация своевременно поступает к исполнителям. К примеру, в депо и на вагоноремонтных заводах редко используют устройства, специально созданные для упрощения, ускорения и повышения качества установки продольных поводков на тележку. С учетом ответственности этой операции и масштабов применения поводков конструкции ИВП-ЭД остановимся на этом более подробно.

Как известно, одним из назначений поводка тележки является упругое ограничение перекоса надрессорного бруса в горизонтальной плоскости и возвращение его в центральное положение. Для выполнения этой задачи поводок должен быть правильно установлен, а его упругие элементы обладать необходимой жесткостью. К сожалению, на практике поводки нередко устанавливают «на глазок», что приводит к неравномерному сжатию упругих элементов поводка и, как следствие, к перекосу надрессорного бруса и повышенным изгибным нагрузкам на шток гидрогасителя. В результате увеличивается интенсивность износа каркасных сальников штока гасителя, приводящая к быстрой потере рабочей жидкости. Снижение демпфирующей способности гидрогасителей прямо влияет на безопасность движения.


рис.1 — определение расстояния между так называемыми базовыми поверхностями поводка

Авторы считают правильной такую установку поводка, при которой надрессорный брус тележки находится в центральном положении и все упругие элементы поводка имеют одинаковое сжатие. Добиться этого можно только тогда, когда длина поводка точно соответствует расстоянию между осями поводковых кронштейнов, что подтвердило исследование работы центрального подвешивания тележек КВЗ-ЦНИИ, проведенное ИВП-ЭД совместно с ВНИИЖТом. Однако, как было установлено при обследовании более 200 тележек, это расстояние может находиться в диапазоне от 915 до 960 мм, т.е. является индивидуальным для каждой тележки.

Конструкция поводка, изготовленного ИВП-ЭД, позволяет установить необходимую длину поводка в зависимости от фактического расстояния между осями поводковых кронштейнов. Для этого необходимо определить расстояние между так называемыми базовыми поверхностями поводка (рис.1).


рис.2,3,4 — устройства, ключи

Чтобы максимально облегчить и ускорить эту работу, специалистами ИВП-ЭД разработаны устройства К-0698 и К-1200, зарегистрированные в реестре системы сертификации средств измерений, допущенных к применению на железнодорожном транспорте, и имеющие утвержденные методики калибровки.

Устройство К-0698 проще в применении и калибровке. Так как погрешность измерения устройства соответствует допустимой погрешности установки поводка, калибровка и настройка данного устройства производится с помощью простых метрологических средств контроля, без применения дорогостоящего специального оборудования высокой точности. Процесс измерения с помощью этого устройства (рис. 2) занимает несколько секунд и проводится на тележке под тарой вагона.

Измерение с помощью устройства К-1200 (рис. 3) занимает несколько больше времени. Оно сложнее в калибровке, но с его помощью можно определять расстояние между базовыми поверхностями поводка непосредственно на позиции сборки тележки. Устройства взаимно дополняют друг друга, и с позиции повышения качества обслуживания и ремонта целесообразно использовать оба прибора.

Устройства обладают и другими возможностями, в частности позволяют оценить степень износа диафрагм поводковых кронштейнов. Это важно, так как износ диафрагмы свыше допустимой величины «уводит» продольную жесткость поводка из оптимального для динамики вагона диапазона. В результате ухудшается работа не только смежных с поводком узлов тележки, но и всего центрального подвешивания, что сказывается на долговечности тележки в целом.

Кроме того, поводок является «индикатором» возможных неисправностей тележки, что повышает эффективность контроля состояния ее элементов и узлов. К примеру, если расстояние между базовыми поверхностями поводка, измеренное с помощью устройств, меньше 110 или больше 130 мм, то это свидетельствует о неправильной сборке центрального подвешивания тележки.

Организовать работу с помощью устройств К-0698 и К-1200 несложно. Один специалист может легко определить необходимый размер для каждого поводка на вагоне и записать его на видном месте рамы тележки. Техническому персоналу, устанавливающему поводки, остается только с помощью комплекта спецключей (рис. 4) выставить этот размер между базовыми поверхностями, хорошо смазать и надежно затянуть резьбовые соединения.

авторы:

Э.П. ДЕРГАЧЕВ, президент-генеральный конструктор ООО «Инновационно-внедренческое предприятие Э.Дергачева».

Э.Э. ДЕРГАЧЕВ, директор ООО «Инновационно-внедренческое предприятие Э.Дергачева».