МоЖ. 16 октября 1999г. «Мини-плотина в баке»

Давней и наболевшей проблемой железнодорожного транспорта является задача экономичной заправки пассажирских вагонов питьевой водой. Как известно, на отечественных пассажирских вагонах нет устройств, которые исключили бы перелив питьевой воды на железнодорожный путь после заполнения бака и обеспечивали бы слив воды из шлангов в колонку после окончания заправки. Излишки воды попросту сливаются на землю. Вода льется на железнодорожные пути до тех пор, пока заправщик не перекроет ее подачу. Летом на междупутье образуются невысыхающие лужи и грязь, а зимой — ледяные наросты, которые мешают техническому обслуживанию вагонов. Многократные попытки создать запорное устройство не давали ожидаемого результата, так как при его разработке не учитывалась специфика работы на подвижном составе. Другой проблемой являлась недостаточная надежность предлагаемых конструкций.

Инновационно-внедренческой фирме Дергачева (ИВФД) удалось решить проблему разработки надежного и эффективного устройства, исключающего перелив воды. Фирмой разработан и предлагается к внедрению запорный клапан, который отключает подачу воды в систему водоснабжения всех типов пассажирских вагонов после заполнения ее водой. При разработке клапана специалисты фирмы нашли оригинальные и принципиально новые конструктивные решения, позволившие создать устройство, которое надежно перекрывает водяной поток вне зависимости от давления и температуры поступающей воды. О новизне использованных конструктивных решений говорит тот факт, что устройство защищено патентами РФ. Клапан прост в изготовлении и эксплуатации, не вызывает гидравлического удара при срабатывании, оборудован сигнализацией отключения подачи воды при полном заполнении бака. 8 устройстве отсутствуют изнашивающиеся детали. Вес клапана около 2 кг. Оборудование запорными клапанами пассажирских вагонов постройки Германии не требует съема и переделки бака и занимает 2-3 часа. В вагонах отечественной постройки запорный клапан устанавливают на снятом баке.

Запорный клапан прошел необходимые испытания на Тверском вагоностроительном заводе при участии Тверского института вагоностроения. Интересно, что после завершения ресурсных испытаний детали отработавшего клапана не отличались от новых. При этом вероятность безотказной работы запорного клапана из расчета шести лет эксплуатации оказалась равной 0,995, что свидетельствует о высокой надежности устройства. Уже около полугода на пяти пассажирских вагонах вагонного участка Восточного направления ДМТП Московской железной дороги запорные клапаны успешно проходят эксплуатационные испытания.

При посещении пассажирского вагонного депо Москва-3 Ярославская заместитель министра путей сообщения А.С.Мишарин, ознакомившись с конструкцией запорного клапана, посчитал целесообразным, учитывая важность проблемы, изготовить100 клапанов для установки на вагоны нескольких составов поезда «Россия». В настоящее время поступили заявки от Куйбышевской. Горьковской и Московской железных дорог на приобретение этих устройств. До конца1999 года планируется изготовить 500 запорных клапанов.

Виктор ЗАВГОРОДНИЙ.
«Лучший изобретатель железнодорожного транспорта» за 1998 год .