Второй год на железных дорогах идет реализация программы ресурсосберегающих технических средств и технологий, не требующих больших капиталовложений. Результат этого — снижение эксплуатационных расходов сети в 1998 г. по сравнению с 1997 г. на 10,4 процента. В программе этого года еще 96 мероприятий, направленных на ресурсосбережение, на сумму 1726 млн. руб. Ожидаемая эффективность — 1990 млн. руб., т.е. окупаемость расходов — менее чем за год. Нечего и говорить о том, как важна сегодня финансовая сторона вопроса и быстрая окупаемость. А если к этому прибавить высокое качество изделий и технологий, становится понятным широкое участие фирмы в модернизации и обновлении транспортных средств. Фирма много лет работала в направлении снижения стоимости изделий и экономии денежных средств в эксплуатации. В программе ресурсосбережения на 1999 год предусмотрено внедрение узлов и деталей повышенной надежности ходовых частей пассажирских вагонов производства фирмы на сумму 45 млн. руб. Но от внедрения этих изделий дороги получат гораздо больше — 86,4 млн. руб. Окупаемость составит полгода! Московская железная дорога уже с 1991 года широко использует высоконадежные узлы и детали фирмы. На сети дорог она занимает ведущую роль в модернизации пассажирских вагонов. Сегодня уже внедрено около 40 тыс. узлов 8 наименований. Только валюты сэкономлено за это время 18,4 млн. немецких марок. И в 1999 г. при заводском и деповском ремонте пассажирских вагонов Московской дорогой широко используются изделия фирмы. На сегодня их внедрено 62 процента от программы.
А теперь вернемся в 1991 год, когда при вагонном депо Москва-3 с согласия МПС и с участием МЖД была создана «Инновационно-внедренческая фирма Дергачева» для производства узлов и деталей к пассажирским вагонам в порядке импортозамещения (раньше поставки шли из Германии). Ядром фирмы стали работники из группы надежности Московской железной дороги, вагонного депо бывшего Московско-Ярославского отделения МЖД и другие специалисты-железнодорожники. Сегодня в фирме работают профессионалы высокой квалификации во главе с ее организатором и генеральным конструктором, талантливым изобретателем Эдуардом Петровичем Дергачевым.
За эти годы было создано больше 10 наименований узлов, а дороги получили их более 200 тысяч. Все изделия были изготовлены с использованием инновационных технологий, защищены патентами. ВНИИЖТ при проведении испытаний высоко оценил их надежность, долговечность и экономическую эффективность. Все это подтверждается выполненными по заданию Департамента пассажирских сообщений МПС научно-исследовательскими работами.
Качество изделий фирмы несопоставимо с серийными. Новые опоры уже работают без замены свыше 6 лет (немецкие заменялись через каждые полгода). Эффективность на одну опору составила 31,1 тыс. рублей. Если бы мы покупали опоры у Германии, то пришлось бы закупить их за этот период более 80 тысяч! В финансовом плане это громадные затраты.
Универсальный амортизатор для подвески генератора заменил 3 типа немецких, причем вместо 8 штук немецких сейчас подвешиваются генераторы весом 700 и 1200 кг на четырех отечественных амортизаторах. Срок их работы увеличен в 2-2,5 раза, эффективность на один вагон — 2,64 тыс. руб. При необходимости замена амортизаторов производится без подачи вагонов в депо непосредственно в составе поезда.
С 1996 года фирма начала производить поводок тележки типа КВЗ ЦНИИ собственной разработки взамен ТВЗ. Этому предшествовали глубокий анализ работы серийного поводка и выполненные исследования ученых и специалистов.
Прежний типовой поводок не выполнял своих функций и был абсолютно ненадежен. Для подтверждения сказанного приведу анализ повреждения поводков по данным учета по вагонному депо Москва-3 Московской дороги в 1996 и 1998 гг.
Приписной парк вагонного участка составляет более 500 вагонов. В 1996 г. по неисправности поводка тележки было отцеплено от составов и подано в депо 1708 вагонов, т.е. каждый вагон отцеплялся 3,2 раза в год. Общие затраты на внеплановый ремонт одного поводка с подачей в депо вагона — 937 руб. Умножьте это на 1708 вагонов — громадная цифра! К 1998 г. 237 вагонов были оборудованы новыми поводками и число отцепок по неисправности поводков снизилось до 1157 вагонов. По заключению ВНИИЖТ, по прочностным характеристикам поводки работают 26-30 лет. Фирма дает гарантию их надежной работы от восстановительного до следующего восстановительного ремонта — 20 лет, а по резиновым пакетам 5 лет и заменяются они при КР-1. Существующие поводки производства ТВЗ работают меньше года. Срок работы нового поводка выше в 20 раз!
По данным «Росжелдорснаба», в 1996 году для ремонта поводков тележки КВЗ-ЦНИИ на дороги было поставлено 106850 резиновых пакетов, 4123 тяги поводка и 24235 шт. различных специальных гаек. Переоборудование тележек новыми поводками полностью исключает эти расходы.
3,5 года работы нового поводка показали, что коэффициент надежности составляет 0,99. Регулировка надрессорного бруса при необходимости производится в парке прямо в составе поезда осмотрщиками вагонов. Новый поводок не только исключает внеплановые отцепочные ремонты, но и снижает подрез и остроконечный накат гребня колесной пары, резко понижает вибрацию при движении поезда.
За три года Московская дорога переоборудовала 1438 вагонов. Поставка идет в основном по программе безопасности движения. А это сегодня — важнейшая проблема. По данным фирмы, дорогe еще необходимо оборудовать около 2500 вагонов. Фирма может в течение 2-3 лет полностью обеспечить эту потребность.
Экономия с учетом затрат на оборудование, по расчетам ВНИИЖТ, составляет около 16 тыс. на один вагон.
Я привожу много цифр, но они убеждают гораздо больше любых слов. При полном завершении оборудования поводками всех пассажирских вагонов экономия только от ликвидации внеплановых ремонтов по МЖД составит 11244 тыс. руб. в год.
Надо сказать, что служба вагонного хозяйства и все пассажирские вагонные депо с большим интересом относятся к предложениям фирмы. Депо Московской дороги нужна ее продукция. Главный инженер дороги В.В.Рубцов в первые же дни своей работы ознакомился с разработками фирмы и на совещании у заместителя министра Ю.М.Герасимова высказал пожелания о комплексном внедрении изделий фирмы и быстрейшем его завершении.
Одна из главных причин успешной работы то, что все создаваемые изделия взаимозаменяемы с серийными. При их замене не требуется переделка конструкции узла. Изделия фирмы органично входят вместо серийных.
Абсолютно вся продукция фирмы отвечает требованиям безопасности движения поездов, всем стандартам и нормативным документам, действующим на железнодорожном транспорте. Изделия технологичны при техническом обслуживании и ремонте, надежны и высокоэффективны. Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 года одобрена концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы.
В транспортном комплексе инновационная политика будет ориентирована на обновление парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры, применение прогрессивных технологий, повышение технического уровня всех видов транспорта.
Реализуя указанное постановление правительства, фирма занята новой разработкой по модернизации тележки КВЗ ЦНИИ пассажирских вагонов.
На фирме работают не просто профессионалы. Все сотрудники — патриоты Московской дороги и отрасли, новаторы, которые умеют реализовывать интересные идеи.
Необычный подход к обычным задачам — залог успешной работы.
Игорь ХАРЛАНОВИЧ
кандидат технических наук, академик
Международной академии
информатизации и Академии
транспорта России.