Сегодня в МИИТе открывается Третья научно-практическая конференция «Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте».
Многим пассажирам, не говоря уже о железнодорожниках, доводилось видеть такую картину. Во время стоянки на крупной станции при заправке пассажирских вагонов питьевой водой после заполнения бака большое её количество проливается на путь. Дело в том, что заправщик открывает и закрывает водоразборные колонки вручную и, как бы ни старался, уловить момент, когда бак вагона достаточно наполнился, трудно. А если учесть, что он обслуживает одновременно не менее трёх вагонов, то потери воды фактически вдвое больше. Так что летом на междупутьях образуются лужи, а зимой — ледяные наросты.
Для осмотрщиков вагонов, которые должны выявлять дефекты во всех узлах, обеспечивающих безопасность движения, это настоящее бедствие. Форма ледяного нароста (если дело происходит зимой) на путях экипировки поездов такова, что осмотрщик вагонов или ремонтник, словно клоун в цирке, без конца падает и скатывается на междупутье, а обратно выбраться трудно. Больше того. При подаче поездов на посадку бывали случаи, когда из-за льдообразовании вагоны сходили с рельсов и, как следствие, задерживалось отправление поездов. Да и на тех станционных путях, где идёт заправка водой проходящих поездов, положение не лучше.
И ведь что любопытно. Вместо того, чтобы устранить причину льдообразования путейцам приходится применять специальную технику, чтобы скалывать эти наросты. Расходуются немалые материальные ресурсы на преждевременный ремонт пути, порой повреждаются в зимнее время водяные баки, отвлекаются от основной работы люди, да и техника личной безопасности осмотрщиков и ремонтников не обеспечивается.
Так бы, вероятно, всё и продолжалось, если бы за решение проблемы не взялся коллектив «Научно-производственного предприятия Дергачёва». Здесь разработали специальную автоматическую систему для обеспечения питьевой водой пассажирских вагонов, как на деповских путях, так и на станциях. Создан оригинальный запорный клапан, который автоматически перекрывает подачу воды после заполнения бака, причём независимо от её давления и температуры, сигнализирует проводнику, что бак заполнен и автоматически отключает водоразборные колонки, предварительно слив воду с наливных шлангов.
Фактически новая система полностью автоматизирует процесс заправки вагонов водой. Рабочему остаётся только подсоединить шланг к водоналивной трубе и нажать на рукоятку устройства. Прекращение же подачи воды после заполнения бака, отключение водонапорной магистрали и слив остатков из труб произойдёт без участия человека. И при этом объём работ по установке системы в вагоне и колонке незначителен: просто для установки запорного клапана надо в баке водоснабжения немного укоротить наливные трубы без какой-либо модернизации в вагоне.
Кстати, конструкция запорного клапана подходит для всех типов пассажирских вагонов и защищена патентами РФ. Проведены стендовые и эксплуатационные испытания. Рассчитанный ВНИИЖТом экономический эффект от использования только одного изделия — 2,3 тысячи рублей в год. На предприятии создана необходимая оснастка, подготовлено производство и выпущены первые сто изделий, которые устанавливаются сейчас на пассажирских вагонах столичной магистрали.
Внедрение новинки только на одном Московском узле, куда в соответствии с летним расписанием поступает за сутки 338 пар поездов, позволит сберечь около 600 тонн воды в сутки. (Ведь из каждого вагона — а их более пяти тысяч! — выливается на междупутье около 100 литров). И это только по Московскому узлу! Не менее важно, что улучшаются условия труда осмотрщиков вагонов, поскольку меньше отклонений от норм техники безопасности для работающих на путях. Избавляются от дополнительных расходов путейцы. Да и пассажирам станет приятнее — на станциях заправки нет теперь грязи у вагонов.
Ещё в октябре прошлого года специальная межведомственная комиссия рекомендовала поставить запорный клапан на серийное производство. Достойно оценили его и работники пассажирских служб сети дорог. На предприятие уже поступили заявки на поставку этих клапанов с Восточно-Сибирской, Куйбышевской, Калининградской и ряда других магистралей. Рассматривается вопрос о включении изготовления большой партии клапанов в Государственную программу по безопасности движения.
…Порой мы задаёмся вопросом: что движет вперёд производство? Вероятно, самый верный ответ — необычный подход к обычным задачам, новый взгляд на старые проблемы. И когда на предприятии достойно оценивают хорошие идеи, умеют претворять их в жизнь — успех обеспечен. Вероятно, в ближайшие год-два мы уже не увидим лужи и горы льда у заправочных колонок на станциях и будем добрым словом вспоминать, что избавили от этой давней и наболевшей проблемы специалисты небольшого (всего-то 60 человек!) коллектива, которым руководит автор 52 изобретений и 23 патентов почётный железнодорожник Эдуард Петрович Дергачёв.
Николай ДАВЫДОВ.