Гудок. 14 апреля 2001г. «Архимед назвал достойных!»

Золотая медаль Международного салона промышленной собственности вручена изобретателю- железнодорожнику Эдуарду Дергачеву.

На проходившем в конце марта в «Сокольниках» всемирном форуме изобретательства «Архимед-2001», посвящённом 40-летию полёта в космос Юрия Гагарина, было представлено более полутысячи достижений в области авиации и космонавтики, электроники и электротехники, суперкомпьютерных технологий и медицины, в других отраслях промышленности, транспорта, защиты окружающей среды, бытовой техники и т.д. А вот железнодорожный транспорт оказался представлен только изделиями Научно-производственного предприятия Дергачёва. Тем не менее международное жюри наградило предприятие дипломом «Почтения и благодарности», а самого Эдуарда Дергачёва — золотой медалью «за серию разработок для железнодорожного пассажирского транспорта». Не секрет, что с внедрением перспективных изобретений у нас в стране всегда были сложности. Тут нужны настойчивость, упорство, сила воли. А такие качества присущи далеко не каждому из тех, кто вхож в «мир открытий чудных». И слава богу, что встречаются на этой ниве люди, не только одарённые научными идеями, но и способные воплощать их в конкретные изделия, ноу-хау и новые технологии. К таким новаторам, без сомнения, относится Эдуард Петрович Дергачёв.

О новизне и уникальности его изобретений свидетельствуют 32 патента, выданных в основном на разработку систем и узлов пассажирского вагона повышенной безопасности и надёжности, предусматривающие к тому же большую комфортность для пассажиров. В «Сокольниках» были представлены, в частности, опора редукторов, поводок тележки, универсальный амортизатор для подвески генераторов и запорный клапан для баков системы водоснабжения. Все они нашли применение в пассажирских вагонах, позволили повысить надёжность работы ходовых частей и сцепного оборудования, а главное — служат гораздо дольше своих предшественников.

Железнодорожники по достоинству оценили все эти изделия. Например, дергачёвские опоры редуктора начали устанавливать вместо немецких (большинство пассажирских вагонов раньше поставлялось из ГДР) ещё в 1990 году. И с тех пор случаев их разрушения не наблюдалось. Экономический эффект от использования одной опоры — около 30 тысяч рублей. А четыре универсальных амортизатора для подвески генераторов (в вагонах с кондиционированием воздуха) заменяют восемь разнотипных немецких да к тому же служат в пять раз дольше.

Огромную экономию воды дал запорный клапан для баков системы водоснабжения вагона. Этот автономный автоматический прибор подходит для всех типов вагонов и экономит до полутора тысяч рублей. Оборудование им всех пассажирских вагонов, обращающихся по Московскому железнодорожному узлу, позволит экономить за сутки более 600 тонн питьевой воды.

Вместе с поводком тележки пассажирского вагона за последнее десятилетие разработана дюжина других уникальных конструкций. Только в минувшем году железные дороги получили более 200 тысяч различных узлов и деталей, которые повысили надёжность работы вагонов, плавность их хода, а в конечном итоге и безопасность движения.

Кстати говоря, на проходившей в МИИТе в сентябре прошлого года научно-практической конференции по безопасности движения поездов было предложено организовать на Научно-производственном предприятии Дергачёва совместно с пассажирским вагонным депо Москва-3 подготовку специалистов по монтажу и техническому обслуживанию новых систем и узлов, поставляемых на сеть железных дорог. Тем самым признаны несомненные заслуги предприятия в деле повышения надёжности вагонов и безопасности движения поездов.

Одной из последних разработок Дергачёва, также представлявшейся на салоне в «Сокольниках», стало устройство для очистки воды от нефтепродуктов и сточных загрязнений. Уникальность его в том, что конструкция не содержит фильтров и не требуются при работе энергоносители. Производительность устройства зависит от его габаритов, а применяться может в любой из отраслей промышленности, где требуется очистить (отделить) воду от нефтепродуктов.

Словом, новации Дергачёва не затерялись среди сотен других новых разработок, в большинстве своём защищённых патентами. Экспертная комиссия и международное жюри отметили высокий научный и технический потенциал отечественных изобретателей, что позволяет надеяться на привлечение инвестиций в Россию, расширение партнёрских отношений между специалистами и организациями в различных областях науки и техники. А Эдуард Петрович Дергачёв не успокаивается на достигнутом. В его планах создание устройств, обеспечивающих безотказную работу тележки пассажирского вагона, несколько других локальных и более масштабных модернизаций, о которых он и его сподвижники пока говорят как о рабочих вариантах. Ведь они не только изобретают, но и сами производят все детали и узлы, сами поставляют их железным дорогам и осуществляют авторский надзор в течение всего периода эксплуатации.

Николай ДАВЫДОВ.