Московская железная дорога на сети занимает первое место в модернизации пассажирских вагонов. МЖД уже с 1991 года широко использует при заводском и деповском ремонте пассажирских вагонов изделия ООО»Научно- производственного предприятия Дергачёва». Ядром коллектива стали работники из группы надежности Московской железной дороги, вагонного депо бывшего Московско-Ярославского отделения МЖД и другие специалисты-железнодорожники.
Становление этого предприятия начиналось более десяти лет назад.
К этому времени специалисты в области надежности пассажирских вагонов Московской железной дороги накопили немало материалов по износостойкости и ремонтопригодности отдельных узлов и деталей. Естественно, возник вопрос о реализации накопленных идей. Так образовался сначала временный творческий коллектив под эгидой Главного пассажирского управления МПС.
Решающее значение сыграло то, что в первый год работы был организован выпуск деталей взамен импортных и условно сэкономлено для отрасли около 600 тысяч немецких марок. Затем временный коллектив преобразовали в научно-производственное предприятие «Техновотранс», а в 1999 году — ООО «Научно-производственное предприятие Дергачёва».
Предприятие поставило перед собой задачу организовать массовое производство узлов и деталей для пассажирских вагонов, которые прежде поставлялись из Германии. А главное, за счет создания принципиально новых конструкций отдельных узлов повысить их надежность и долговечность.
Высокое качество изделий обеспечивается самим принципом работы над любой новинкой. 8 коллективе сами проводят НИОКР, конструируют и изготавливают опытный образец, испытывают и дорабатывают техническую документацию. Более того, здесь сами делают оснастку и после всех операций я соответствии с ГОСТом и через 3-6 месяцев предприятие выходит на серийное производство. Изготавливают и поставляют свои изделия железным дорогам тоже самостоятельно, без посредников. Экономический эффект от внедрения одной опоры редуктора — 29 тысяч рублей. Продолжительность ее безотказной работы достигает десяти лет. А в целом экономия валюты благодаря внедрению отечественных опор и универсальных амортизаторов вместо немецких составила для отрасли порядка 170 миллиоион марок. Ведь их поставлено на дороги соответственно свыше 10 и 40 тысяч штук!
Поводок для тележки фирмы Дергачёва защищен шестью патентами, он имеет оптимальные жесткостные характеристики и заменил уже устаревший поводок производства ТВЗ. Внедрение нового поводка позволяет повышать плавность хода и скорость движения поездов при полном обеспечении безопасности и дает экономию около 16 тысяч рублей на один вагон.
Огромную экономию воды дал запорный клапан для баков системы водоснабжения вагонов. Оборудование им только пассажирских вагонов, обращающихся по Московскому железнодорожному узлу, позволит экономить за сутки более 600 тонн только питьевой воды.
Всего же за последнее десятилетие ООО «Научно-производственное предприятие Дергачёва» разработало более дюжины уникальных конструкций. Только в минувшем году железным дорогам поставлено свыше 200 тысяч различных узлов и деталей. И при этом особенно важна та оценка, которую дал работе коллектива заместитель министра Юрий Герасимов, сказавший, что «…за десять лет не было допущено ни одного случая задержки пассажирских поездов из-за неисправности узлов, изготовленных Научно-производственным предприятием Дергачёва».
На проходившем в Сокольниках всемирном форуме изобретательства «Архимед-2001» было представлено более полутысячи достижений в разных областях науки и техники. А вот железнодорожный транспорт оказался представлен только изделиями ООО «Научно-производственного предприятия Дергачёва», о которых уже шла речь выше.
Международное жюри наградило предприятие дипломом «Почтения и благодарности», а самого Эдуарда Петровича — золотой медалью «За серию разработок для железнодорожного пассажирского транспорта» этого престижного салона промышленной собственности.
Одной из последних разработок Дергачёва, также представлявшейся на салоне в Сокольниках, стало устройство для очистки воды от нефтепродуктов и сточных загрязнений.
Секрет всех успехов предприятия состоит в том, что его изделия высокотехнологичны при обслуживании и ремонте. Для регулировки или замены отдельных узлов и деталей не нужно подавать вагоны в депо. Все работы могут выполняться прямо на путях отстоя составов или, при необходимости, на приемо-отправочных путях станций.
И еще одна деталь. Модернизация пассажирских вагоном, как правило, длится несколько десятилетий. А ООО «Научно-производственное предприятие Дергачёва» стремится проводить все свои модернизации за три- четыре года, и в такие же сроки поставлять железным дорогам необходимые изделия для замены на всех нагонах пассажирскою парка. Таков принцип работы этого уникального коллектива.
Владимир НИКОЛАЕВ