В прошлом году Научно-производственное предприятие Дергачева отметило юбилей — 10 лет успешной работы в производстве узлов и деталей к пассажирским вагонам в порядке импортозамещения, ресурсосбережения и безопасности движения. В 1990 году новые, полученные по контракту из Германии вагоны были забракованы специалистами отдела надежности Московской железной дороги, который возглавлял Э.П. Дергачев. После этого с согласия МПС и была создана эта фирма. Ее ядром стали работники из группы надежности МЖД, вагонного депо и другие специалисты-железнодорожники. Сегодня здесь работают профессионалы высокой квалификации во главе с ее организатором и генеральным конструктором, талантливым изобретателем Эдуардом Петровичем Дергачевым, лауреатом Международного салона промышленной собственности «Архимед».
За десять лет работы Дергачевым внедрено в производство 32 изобретения, которые дали совокупный экономический эффект на железных дорогах России и стран СНГ более 500 млн. рублей и 192 млн. немецких марок. Все изделия изготовлены с использованием инновационных технологий и защищены патентами. Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта при проведении испытаний высоко оценил надежность, долговечность и экономическую эффективность изделий. На предприятиях железных дорог тоже по достоинству оценили эту продукцию. Например, опоры редуктора, которые начали устанавливать уже в 1990 году, и универсальные амортизаторы для подвески генераторов в вагонах с кондиционированием воздуха по надежности и долговечности превзошли все ожидания. Вместо пяти лет, гарантированных автора-ми, они работают в 2 раза дольше, тогда как немецкие работали только полгода.
С 1996 года на железные дороги поставляют еще одну новинку от Дергачева — поводок тележки типа КВЗ ЦНИИ для пассажирского вагона, являющийся прибором-индикатором ее технического состояния. Его применение увеличивает надежность работы тележки пассажирского вагона, улучшает плавность хода и значительно повышает безопасность движения. Большим достижением стали разработка и внедрение системы автоматической заправки пассажирских вагонов водой. Специалистами предприятия впервые в истории транспорта разработан специальный клапан, исключающий подачу воды в систему водоснабжения после заполнения баков водой. Еще одна разработка — установка для очистки воды от нефтепродуктов, действующая без затрат энергоресурсов.
Сейчас Дергачев решает вопросы создания новой системы центрального и буксового подвешивания тележки пассажирского вагона и работает над системой централизованной заправки состава поезда на станционных и деповских путях, осуществляемой одним лицом.
Одной из главных причин успешной работы является то, что все создаваемые изделия взаимозаменяемы с серийными, и при их замене не требуется переделка конструкции узлов вагонов. Авторский надзор за изделиями осуществляется в течение всего периода их работы. Тесно сотрудничая с железнодорожными службами, предприятие регулярно проводит учебу со специалистами дорог.