В конце марта в «Сокольниках» прошел Пятый Московский международный салон промышленной собственности «Архимед-2002». Это пока единственный в России форум, на котором демонстрируются достижения отечественных и зарубежных создателей самых различных конкурентоспособных технических новинок. В приветствии участникам и организаторам салона Президент России Владимир Путин отметил, что защита объектов промышленной собственности — патентов, производственных образцов, товарных знаков и свидетельств становится важной задачей с точки зрения технического перевооружения отечественной экономики.
Рассказать о всех тридцати разделах салона невозможно. Ведь в каждом из них были представлены десятки уникальных разработок, созданных организациями и специалистами в области энергетики, машиностроения, строительства, медицины, информатики, коммунального хозяйства и т.д. Были здесь и самые разнообразные ноу-хау, предназначенные почти для всех видов транспорта.
Яркие огни автодорожных светофоров оригинальной конструкции привлекали внимание не только специалистов-транспортников. Созданные на основе светодиодных матриц светоблоки удивляют прежде всего повышенной надёжностью и экономичностью. Благодаря использованию большого количества цепочек светодиодов специальной топологии во много раз по сравнению с существующими конструкциями повышается аварийная и антивандальная устойчивость их работы. А отсутствие в конструкции газонаполненных элементов обеспечивает электробезопасность.
Светоблоки представляют собой герметичную конструкцию. С помощью специальных скоб они монтируются в корпуса светофоров любой конструкции как отечественного, так и зарубежного производства. При этом потребляют в пять раз меньше электроэнергии по сравнению с лампами накаливания. А отсутствие рефлекторов и цветных светофильтров со специальными оптическими устройствами исключает возникновение «фантомного» эффекта, то есть ложного впечатления о работе сигнала.
Уникален и температурный диапазон эксплуатации светодиодов: от -60 до +85 градусов. Это позволяет использовать светоблоки во всех регионах и климатических зонах России. Дипломом и золотой медалью выставки «Брюссель — Эврика-2001» отмечена представлявшаяся на Московском салоне разработка «ПКО Желдоринструмент» «Укладчик путевых звеньев и стрелочных переводов для железных дорог и метрополитенов». С его помощью механизируется ручной труд при замене отдельных шпал, рельсов и комплектов стрелочных переводов, прежде всего в тоннелях метрополитена.
Как известно, применяемая сейчас технология смены стрелок предусматривает три этапа. В первую ночь детали нового перевода доставляют к месту работ и разгружают, во вторую — производится непосредственно замена, а в третью — убирают старые детали. С помощью же нового укладчика всё делается за одну ночь. К тому же его применение позволит обойтись без двух десятков мотовозов и дрезин с бензиновыми двигателями и тем самым примерно на 20 процентов сократить выбросы выхлопных газов в тоннелях. А значит, повысится экологическая и пожарная безопасность.
С неменьшим успехом укладчик может использоваться и в железнодорожных тоннелях. Незаменим он и при восстановительных работах после пожаров или сходов подвижного состава.
Постоянным участником салона становится Научно-производственное предприятие Дергачёва, представившее на этот раз три свои наиболее экономичные разработки. Четырьмя патентами Российской Федерации защищён запорный клапан, предназначенный для автоматического прекращения подачи воды в систему водоснабжения пассажирского вагона после её заполнения.
Как бы в паре с ним действует устройство для ручного включения и автоматического отключения подачи воды при наличии в баке вагона уже упомянутого запорного клапана. Благодаря ему остающаяся в трубах вагона и заправочных шлангах вода без потерь сливается в колодец.
И, наконец, самой эффективной разработкой является так называемый продольный поводок тележки, предназначенный для осуществления упругой шарнирной связи рамы тележки и надрессорной балки в тех же пассажирских вагонах. Не только сам поводок, но и используемый в нём резиновый элемент тоже защищён патентами. Железнодорожники по достоинству оценили все эти изделия. Например, запорный клапан обеспечил огромную экономию воды. Этот автономный автоматический прибор подходит для всех типов пассажирских вагонов и только на Московском железнодорожном узле позволил экономить за сутки свыше 600 тонн питьевой воды. Кстати говоря, за последнее десятилетие Эдуард Петрович Дергачёв и его соратники разработали не меньше дюжины уникальных конструкций, обеспечивающих повышение безопасности, надёжности и увеличение срока службы узлов и систем пассажирских вагонов. В минувшем году завершена модернизация их ходовой части: смонтированы опоры редуктора (в средней части оси привода) и универсальные амортизаторы для подвески генератора. В целом экономическая эффективность внедрённых на сети железных дорог разработок этого предприятия за 10 лет превышает 623 миллиона рублей! Словом, новации Дергачёва не затерялись среди сотен других, представлявшихся в «Сокольниках». Экспертная комиссия и международное жюри отметили их высокий научный и технический потенциал, предприятию предложено принять участие в аналогичном Международном салоне промышленной собственности, который пройдёт в Париже. Подводя итог работы салона «Архимед-2002», один из членов его оргкомитета, Дмитрий Зезюлин, сказал, что хорошо бы не ограничиваться московским форумом, а организовать по всей стране выставки и презентации работ изобретателей и рационализаторов, на которых можно было бы отбирать всё самое лучшее для показа в «Сокольниках». А мне подумалось, что ещё лучше, если бы чаще появлялись специализированные транспортные выставки, демонстрирующие пути, ведущие к прогрессу.
Николай ДАВЫДОВ.