Московский железнодорожник. 2 августа 2003г. «32 патента президента»

В интервью газете «Гудок» (05.07.2003) первый заместитель министра путей сообщения Х.М.Зябиров отметил, что в пассажирском комплексе очень много проблем и, в первую очередь, в обновлении подвижного состава. Его парк устарел и требует обновления за счет постройки новых вагонов и модернизации существующих. ООО «Научно-производственное предприятие Дергачева» (НПП Д) около 15 лет успешно занимается разработкой и производством высоконадежных систем и узлов для пассажирских вагонов, отвечающих требованиям безопасности движения поездов, ресурсосбережения и импортозамещения. За период работы в производство внедрено 32 изобретения, защищенных патентами РФ. Экономический эффект от их внедрения на железных дорогах России и стран СНГ превысил 800 миллионов рублей, при этом получена условная экономия еще 530 миллионов евро. Все изделия НПП Д изготовлены с использованием инновационных технологий.
Во главе предприятия — президент Эдуард Петрович Дергачев, лауреат Международного салона промышленной собственности «Архимед», почетный железнодорожник, человек, умеющий реализовывать свои масштабные планы, конструктор, носящий звание «Лучший изобретатель отрасли». На предприятии работают профессионалы высочайшей квалификации из специалистов Московского узла, предприятий оборонной промышленности и профильных ПТКБ МПС. Все это, но главным образом, комплексный подход к решению проблем отрасли, обеспечивает стабильность работы предприятия и определяет его перспективы.
В настоящее время завершена модернизация всего вагонного парка приводов и генераторов ДЦГ-32 и ДУГТ-28 за счет установки высоконадежных опор от проворота редуктора и амортизаторов подвески генератора конструкции НПП Д. На 80 процентах рабочего парка вагонов произведена замена поводка тележки КВЗ ЦНИИ разработки ООО «НПП Д». Это позволило исключить внеплановый ремонт тележки из-за неисправности поводка и сопутствующих деталей, являющихся следствием неудовлетворительной работы поводка, а также отменить деповский ремонт этих изделий и увеличить ресурс пробега по тележкам и подвески генератора в 3 — 4 раза.
При техническом обслуживании и необходимости ремонта (замены) узла полностью изменена технология. Замена амортизаторов, регулировка зазоров скользунов и другие работы вместо подачи вагонов в депо осуществляются на путях парка обработки составов.
Пассажирский вагон — единый организм, и работа каждого узла рассматривается разработчиками предприятия Дергачева в глубокой взаимосвязи со смежными узлами. Выбор оптимальной схемы взаимодействия узлов, подчинение конструкции каждого из них задаче обеспечения заданных параметров системы в целом значительно повышает надежность и долговечность изделия. В НПП Д высокое качество изделий обеспечивает неизменный принцип работы над любой новинкой: от идеи — до внедрения с непременным использованием изобретений или ноу-хау. В коллективе сами проводят НИОКР с привлечением ведущих ученых ВНИИЖТа, МИИТа и др., конструируют и изготавливают опытные образцы, непременно испытывают на опытном полигоне ВНИИЖТа и дорабатывают необходимую документацию. Здесь же делают оснастку, и после всех операций в соответствии с ГОСТом уже через 5-6 месяцев предприятие выходит на серийное производство и поставку продукции дорогам. Изделия НПП Д высокотехнологичны при обслуживании и ремонте. В основном все работы могут выполняться прямо на путях отстоя составов. Важно и то, что все создаваемые узлы и системы взаимозаменяемы с серийными.
Специалисты предприятия осуществляют строгий авторский надзор за каждым своим изделием не только в период работы по гарантийным срокам, но и в течение всего периода их эксплуатации. Коэффициент безотказной работы в 2002 г. составил 0,92. Продукция НПП Д за счет надежности и уникальности ее конструкций значительно продлевает срок жизни вагона.
15 лет назад предприятие Дергачева определило для себя кредо всей своей деятельности — обязательные новизна и массовость внедрения. Все изделия предприятия Дергачева полностью соответствуют этому принципу. Вагонники многих дорог по-достоинству оценили опоры редуктора, которые начали устанавливать вместо немецких еще в 1990 году. В них впервые применены оригинальные решения, препятствующие провороту редуктора, а также универсальные резиновые амортизаторы с правильно выбранной геометрической формой. Они изготовлены из специальной марки резины и служат без ремонта 10 лет вместо одного года немецкой конструкции. Такой же конструкции амортизаторы используются и в универсальном амортизаторе для подвески двух типов генераторов в вагонах с кондиционированием воздуха. Эти важнейшие узлы с точки зрения безопасности движения обеспечивают надежную работу приводов генераторов ДЦГ-32 и ДУГГ-28. Четыре амортизатора НПП Д заменяют восемь разнотипных немецких и полностью исключают разрыв крепежных болтов, что приводило к падению генератора на путь во время движения поезда. Служат они в пять раз дольше немецких.
С 1996 года железные дороги получают от предприятия Дергачева поводок тележки типа КВЗ ЦНИИ для пассажирского вагона. Это конструкция, имеющая оптимальные жесткостные характеристики, продлевает срок службы деталей тележки, зависящих от надежной работы поводка, значительно повышает безопасность движения на железных дорогах, увеличивает плавность хода и создает комфортность проезда пассажиров.
Большим достижением предприятия стали разработка и внедрение системы автоматической заправки пассажирских вагонов водой. Впервые в мире удалось создать специальный клапан, автоматически отключающий подачу воды в систему водоснабжения всех типов пассажирских вагонов после ее заполнения, а также водоразборную колонку, автоматически блокирующую поступление воды в вагон по шлангу от сливной магистрали. Эти устройства обеспечивают экономию материальных ресурсов, улучшают экологию, а главное, гарантируют личную безопасность работников, особенно в зимнее время, когда при заправке вагона происходит перелив воды и образуется наледь. Только по Московскому узлу оборудование этими устройствами всех вагонов сэкономит питьевой воды более 600 тонн в сутки. МПС России принято решение о широком внедрении системы на сети дорог.
Одна из разработок предприятия — установка для очистки воды от нефтепродуктов и сточных загрязнений, действующая без затрат энергоресурсов.
Надо отметить, что внедрению ресурсосберегающих технологий, как и безопасности, здесь уделяется особое внимание.
Сейчас НПП Дергачева завершает первый этап работы повышения эксплуатационной надежности пассажирских тележек типа КВЗ ЦНИИ. В результате модернизации показатель надежности пассажирских вагонов с учетом отказов ходовых частей может увеличиться в 3-4 раза, а безремонтный пробег — в 2-3 раза.
На одной из последних конференций по безопасности движения поездов в МИИТе было предложено организовать на базе НПП Д совместно с пассажирским вагонным депо Москва-3 подготовку специалистов по монтажу и техническому обслуживанию новых систем и узлов, поставляемых на железные дороги ООО «НПП Д». Таким образом, появится школа, которая передаст 10-летний опыт работы НПП Д.
Являясь президентом, Эдуард Петрович Дергачев работает и генеральным конструктором. Он думает о будущем не только своего предприятия, но и всей железнодорожной отрасли. Э. Дергачев предложил оригинальную концепцию разработки и внедрения новой техники. Одно из главных положений концепции — это изначальное привлечение в качестве экспертов практиков-эксплуатационников. Среди других важнейших положений — обязательная разработка принципиальной кинематической схемы всех изделий как единой системы, в которой работа каждого узла рассматривается во взаимосвязи со смежными узлами. Именно тогда пассажирский вагон будет в полной мере удовлетворять потребности людей в быстром, комфортном и безопасном передвижении. А держатся выводы Дергачева на прочном и конкретном основании — разработанных и внедренных узлах и системах марки НПП Д.
Поздравляем Эдуарда Петровича Дергачева и всех работников НПП Д с профессиональным праздником — Днем железнодорожника. Желаем дальнейших успехов творческому коллективу и реализации масштабных планов.

Виктория ЗИНЬКОВСКАЯ